С одной стороны, я ведь человек, выросший в татарской среде. Папа ведь каждый раз за чаем рассказывал какое-нибудь выражение, историю о какой-нибудь личности, я ведь рос, непосредственно впитывая эти песни на семейных трапезах. С другой стороны, вроде бы и в их словах есть доля правды, потому что, например, я знаю татарскую литературу меньше, чем русскую. Или по сравнению с мировой литературой. Не знать её уж совсем… было бы тупостью.
Вот это как-то… беспокоило. Вот читаешь Достоевского, например, или Толстого — они такой, это… образ крестьян создают, такой богоносец, да, божественный, но пьющий. В лени уж погряз, да, но богоносец. И ты начинаешь в это верить: он на самом деле чистосердечен… да, он может даже не успевать трезветь, но вот душа у него чистая, да. Ты его, это, как сказать… на архитипы как бы переводишь.
А у нас всё равно вроде как нет таких развалившихся деревень, даже если постараться объективно посмотреть. Всё равно другой менталитет. Был. И это сразу рождало какой-то когнитивный диссонанс. Ну, я примерно такой ответ на это давал — может, в нашей литературе нет такой искренности. То есть русская литература признаёт свои недостатки. И от признания этих недостатков, она становится сильнее, так сказать… Если мы говорим о литературе. Ну, это и на театр влияет, потому что русский театр — это ведь литературный театр.
С другой стороны, папа вот говорит… Он 38-го года, да. В нашем детстве в деревне был один пьяница, то есть человек, которого считали пьяницей. Коллективное сознание дало ему роль пьяницы. Но он как пьяница: в день получки, что ли, один раз в месяц выпивал в общем-то. Выпивал и шёл потом по улице, рассказывая обо всех правду… Ну, на следующий день, может, с похмелья был, и всё. Ну, либо папа тут немного это… идеализирует… деревню. Он говорит, вот всё-таки после войны начали пить. Массовый оборот приняло, говорит, после войны.
Поэтому нежелание показывать, например, пьяные сцены, национальные рамки в театре, скажем — это вот, возможно, эхо былого, сейчас уже теряющегося менталитета.
— Тоска по нашему ушедшему образу?
— Да, но не только в рамках… проблема театра. Для нашей мастерской, например, самым страшным было — показать. Нельзя показывать. Если начинаешь показывать, ты играешь. Если играешь, то это ложь. Ложь не нужна — ни на сцене, ни в жизни. Вот с такой философией я вернулся.
А тут как бы… Ну, есть, конечно, такое понятие как игровой театр. Если бы я сказал, что татарам присущ игровой театр, то это было бы ещё очень большим комплиментом. Меж двух стульев татарский театр. Он и игровой театр не практикует, и реалистичный театр тоже. Это, конечно, проблема не только татарского театра, это проблема системы. Прикрываясь именем Станиславского… привнесение в его систему противоречий, по правде говоря. Это и в русском театре так. То есть не проблема нации, проблема системы обучения.
Наш курс ведь был собран при русском ТЮЗе в Петербурге, поэтому я и этот театр изнутри знаю… так можно сказать.