ИРИНА САФИУЛЛИНА
ЗДЕСЬ ВСЁ ПЕРЕСЕКАЕТСЯ, НО НЕ МЕШАЕТ ДРУГ ДРУГУ

Расскажите о себе за 3 минуты.

Я — архитектор, дизайнер и художник, автор инсталляции на набережной Кабана. Я училась на архитектурном факультете в Казани. Потом переехала в Москву и там тоже этим занималась. Думаю, что одно из главных событий в моей жизни — как раз то, что я стала архитектором. Поняла, что это и есть моя жизнь. Сейчас в работе я сплетаю искусство, архитектуру и дизайн вместе.

— Когда вы уехали из Татарстана и почему?

3‒4 месяца мы занимались развитием стратегии Старо-Татарской слободы. Тогда только зарождалась мода на урбанизм и урбан-дизайн.

Мне кажется, в Казани к этому были ещё не совсем готовы. Мы были молодыми специалистами и не смогли до конца это развить. В 2009-м году решила переехать в Москву. И по личным обстоятельствам, и из-за желания развиваться дальше в архитектуре. А в 2016-м году я вернулась.
Что для вас значит быть татарстанцем?

Я вообще не мыслю, что я в Татарстане. Это для меня немного номенклатурный вопрос. Я просто живу там, где мне нравится. Там, где моя семья, мои корни, где мне комфортно.
— Когда уезжали из Татарстана, скучали? Если скучали, то по чему сильнее всего?

Больше всего по какой-то семейственности. Когда уезжаешь даже в хорошее место, всё равно отрываешься от своих корней и семьи.

А так — скучала по еде, конечно. По татарскому языку, культурному слою, которого нет в Москве.

Какой новый опыт вы получили за время отъезда?

Выживать.
У нас с супругом архитектурное бюро. Создали его как раз в Москве. Мы часто участвовали в международных конкурсах и проектах, занимали призовые места.

Очень любили разрабатывать необычные концепции, что мне и сейчас очень пригождается. Именно идейную часть архитектуры я сейчас использую для создания концепции в искусстве. Всё это очень близко переплетается, но когда в реальной жизни занимаешься архитектурой, то это очень утилитарно.

Как вы приняли решение вернуться?

У нас был какой-то творческий кризис. Было ощущение, что нужно что-то изменить. Может быть, куда-то переместиться. Приятель предложил нам поработать в Казани, и мы приехали.
НАС ЗАТЯНУЛО ВОТ ЭТО УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ МАЛЕНЬКОГО КАМЕРНОГО ГОРОДА.
Не тратишь столько энергии на преодоление огромных расстояний — здесь близко, компактно и приятно. Так мы и остались. Хотя первое время, когда мы закончили работу, я думала: «Ну хорошо, возвращаемся обратно».

Мы всё-таки преодолели этот кризис, вышли на новый уровень. Перемещение в Казань решило все наши вопросы. Меня и нас (архитектурное бюро) рамки города никак не ограничивают. Сейчас такое классное время, когда можно жить в любом городе или деревне и работать по всему миру. Сейчас мне комфортно жить в Казани, но география проектов нашего бюро постоянно расширяется, например, в прошлом году мы работали над проектом в Нью-Йорке.

К тому же сейчас я вижу, как моя дочь растёт не только с нами, одна, где-то в Москве — она знает всю свою семью.


Опишите своё возвращение. Что вам больше всего запомнилось?

Я заметила, что Казань по-настоящему толерантный город. Здесь смешаны культуры, допустим, христианство и мусульманство. Всё пересекается, но не мешает друг другу. И это действительно так, это не какая-то маска.

Вот прогуливалась я на детской площадке: одна мама в платке, длинном платье — явно верующая мусульманка. А рядом гуляет её подруга в шортах, совершенно по-другому одетая. И они не смотрят друг на друга с осуждением.

В Москве в спальных районах я часто сталкивалась с осуждением других культур.
А ЗДЕСЬ ПРОСТО ВСЕ ДРУГ ДРУГА ЛЮБЯТ И ПОНИМАЮТ.
Как изменился Татарстан за то время, пока вас не было? Через что вы это чувствуете?

Когда я уезжала, было грустно и уныло с точки зрения дворов и тех же парков. Когда мы вернулись, произошёл сильный скачок в развитии. Видно было, что очень много интересного происходит, много интересных людей приезжает.

В архитектурной сфере тоже было развитие. Видно было, что в искусстве начинает что-то зарождаться. Мне тоже захотелось в этом участвовать.

За последние несколько лет Казань очень выросла.
Это самодостаточный город, который развивается сам по себе, как будто даже не смотрит в чью-то сторону.

Как вы сейчас применяете тот опыт, который вы получили?

Мы работали над разными проектами в Москве, там был задан очень высокий уровень. И сейчас, делая проекты здесь, я понимаю, что мой уровень гораздо выше среднего. Это система, которая в Москве работает лучше. Здесь с этим немножко слабее, но мне кажется, что всё очень быстро набирает обороты.

А участие в концептуальных проектах и в конкурсах помогает мне развиваться в сфере искусства.

Интервью — КАРИНА УлЯШЕВА, ВЕРОНИКА МУСТАФИНА
РЕДАКТОРЫ — НИКИТА РОМАНОВ, АЛЬБИНА ЗАКИРУЛЛИНА
Фото — АЛЕКСАНДР КОПЫЛОВ
ОПЕРАТОР — АЗАТ АХМАДИЕВ
МОНТАЖ — ЕЛИЗАВЕТА ШИШКИНА